
Антибиотики: принимать нельзя отказаться
СтатьиТут как в известной фразе про казнить и помиловать – вопрос, где ставить запятую. С одной стороны – антибиотики за последние полвека спасли не одну сотню тысяч жизней, с другой – халява, похоже, заканчивается.
Ученые все более настойчиво рекомендуют сводить прием антибиотиков к жизненно-необходимому минимуму. Замечено, что недавно еще действенные препараты теряют свою эффективность буквально не по дням, а по часам. Дело в том, что болезнетворные бактерии, с которыми и призваны бороться антибиотики, тоже жить хотят. И со временем научились защищаться. Проще говоря, у бактерий выработался иммунитет на антибиотики. Каждый, пожалуй, сталкивался с ситуацией, когда после, например, удаления зуба, чтобы не было осложнений, стоматолог прописал антибиотик. Как правило, пенициллиновой группы. Пациент его честно пропивает, а через месяц-полтора – вот незадача – сваливается с ангиной. Никакой связи между удалением и воспалением горла нет, но если врача – на сей раз участкового – не предупредить, что недавно была съедена пачка пенициллиновых антибиотиков он, с большой долей вероятности, назначит что-то из той же группы. И вот тогда будет очевидно – антибиотик «не работает» - бактерии в организме к нему уже привыкли и принимают как родного. Нужно что-то из тетрациклинов, цефалоспоринов и тд. Вся беда в том, что последний класс антибиотиков, который используется и в наше время, был создан в 70-х годах прошлого столетия. Нет, не конкретные препараты – они появляются чуть ли не каждый год – с меньшими побочными эффектами, щадящими дозировками, различными формами – от уколов до суспензий, вот только основываются все на тех же – давно открытых действующих веществах. Это как, скажем, нож – ручку можно хоть изолентой замотать, хоть из слоновой кости сделать – суть от этого сильно не изменится. С 70-х годов 20 века человечество не создало ни единого принципиально нового вида антибиотиков. Зато неконтролируемое лечение, по мнению ученых, может вызвать возникновение нового вида бактерий - «повышенной устойчивости».
Кроме того, ученые из Университета Манчестера (США) настаивают, что прием антибиотиков более, чем 15-дневным курсом почти вдвое (на 73%) повышает риск развития рака кишечника. А Учёные из университета МакМастер, (Канада), утверждают, что антибиотики, принятые беременной женщиной или ребенком до 2-х лет, могут стать причиной появления в детстве - агрессии, а в зрелом возрасте – тревожности.
33 коровы – ген родился новый…
В Швейцарии только что обнаружили ген устойчивости к антибиотикам в молоке и сыре. Ученые высеяли бактерию, обладающую опасным геном – это Macrococcus caseolyticus - живет и размножается на коже коров, обнаруживается в молоке и сыре даже после специальной обработки.
Открытие свое ученые сделали в ходе изучения штамма бактерии у зараженных маститом коров. Для лечения мастита у животных традиционно используют бета-лактамные антибиотики. Оказалось, что на Macrococcus caseolyticus они не действуют. Исследователи выделили ген mecD, который и обеспечивает бактерии устойчивость к бета-лактамным препаратам. Самое страшное, что этот самый ген вполне может интегрироваться в опасные для человека бактерии, в частности, в золотистый стафилококк и сделать его неуязвимым для антибиотиков. А это – реально - ужас: золотистый стафилококк вызывает целый спектр тяжелых заболеваний: от гнойных абсцессов кожи и мягких тканей до гнойного менингита, остеомиелита (гнойного воспаления костного мозга), стафилококковой пневмонии и сепсиса. Также ген mecD может превратить безобидную бактерию на коже в смертельно опасную — Superbug. По данным некоторых исследований, каждый четвертый носитель Superbug умирает в течение месяца.
Эксперты уже занимаются поиском вариантов борьбы с геном устойчивости.
О новой панацее - грибах, мухах и драконах
Как известно, появлением в мире антибиотиков человечество обязано плесени. В 1941 году из плесневого гриба пенициллума получили пенициллин. В 2017 ученые, напуганные привыканием бактерий к существующим антибиотикам, взялись искать новые классы. По принципу Остапа Бендера, который уверял, что самогон можно гнать из чего угодно, и особенно рекомендовал табуретовку, антибиотики сегодня тоже пытаются получать из всего, что подвернется под руку. И это прекрасно, потому как дает шанс на дальнейшее успешное применение «панацеи 20 века».
В Петербурге внимание биологов привлекли… мухи. Нет, не тем, что летали по лаборатории; ученые в личинках мясных мух нашли нетипичные белковые молекулы, которые могут уничтожать самых стойких микробов.
Ученые СПГУ (Санкт-Петербургского Государственного Университета) изучали иммунитет насекомых, и зафиксировали, что в ответ на заражение бактериями мухи синтезируют и накапливают в гемолимфе (это аналог человеческой крови), антимикробные пептиды.
Издание PLоS ONE сообщает, что это открытие уже помогло создать действенный препарат, способный бороться с устойчивыми к прочим антибиотикам инфекциями.
Самый большой потенциал для производства новых антибиотиков по-прежнему у грибов. Нет, сыроежки, грузди и даже белые можно оставить в покое, но знаменитый, перевернувший мир, пенициллин - ни что иное, как плесневый грибок.
В Швеции микологи Технологического университета Чалмерса выяснили, что царство грибов способно подарить тысячи неизвестных пока модификаций лекарственных препаратов. (Правда, пока речь снова лишь о модификациях, не о принципиально новом решении)
Эксперимент проводили на генном уровне. Анализу подверглись геномы 24 различных видов грибов, в результате ученые объявили о тысячах путей создания биологически активных соединений, которые вполне реально использовать для производства антибиотиков.
А вот ученые Университета Джорджа Мейсона (США) решили не мелочиться, на мух и грибы не размениваться, а сразу победить дракона. И при помощи его крови спасти человечество. Нет, не фантастика, и не сказка. На самом деле американские ученые создали антибиотик из крови комодского дракона (так называют гигантскую ящерицу – варана с индонезийского острова Комодо). Вещество, выделенное из драконьей крови, оказалось эффективным против бактериального заражения.
Опыты на грызунах показали, что полученное вещество ощутимо ускоряет заживление ран, а главное - растворяет бактериальные мембраны, то есть эффективно против и грамотрицательных и грамположительных бактерий. Одна только незадача - гигантские вараны относятся к исчезающему виду, кровь для экспериментов брали у комодского дракона из зоопарка Флориды.