
Стресс у школьника – пути решения проблемы.
Статьи
Все эти признаки указывают на то, что, скорее всего, у вашего ребенка - стресс. Подобному состоянию, ослабляющему организм и увеличивающему риск развития заболеваний, врачи дают именно такое недетское название.
Давайте, разберемся, что же это такое, по сути дела: стрессом называют определенный набор сдвигов в организме, направленных на его адаптацию к возникшей ситуации, который развивает постепенно, в несколько стадий:
- изначально чувствуется прилив сил, повышение умственной и физической активности, этот этап стресса вполне благотворен: он помогает мобилизовать силы для разрешения проблемы: ребенок просыпается раньше будильника, возбужденно рассказывает вечером о своих одноклассниках, об учителях, ему все нравится. Но, постепенно, нагрузки увеличиваются, и ребенку становится труднее.
- у малыша появляются «активные» отрицательные эмоции: раздражительность, гнев и даже агрессия. Эти эмоции позволяют ребенку разрядиться, поэтому иногда он и отказывается делать домашние задания, капризничает по пустякам, словом, «выпускает пар», а вы, конечно же, упрекаете его за это.
- данная стадия уже не столь безопасна, «активные» отрицательные эмоции уступают место «пассивным», ребенок перестает сопротивляться, становится безразличным, и либо покорно расстраивает вас плохими результатами или же продолжает достаточно ровно учиться. Такое поведение должно стать тревожным звонком для родителей, это -«дистресс» (от англ. distress - горе, бедствие, расстройство) – хронический стресс, который ни в коем случае нельзя пускать на самотек, дистресс чреват соматическими заболеваниями - статистика свидетельствует: у половины учеников средней школы уже есть вполне определенный диагноз, в старших классах страдающих различными заболеваниями - 95%. Порочный круг замыкается: ведь болезни еще более ослабляют организм.
Жизнь ребенка невозможно оградить от стресса: процесс обучения очень тяжел. Это мы, взрослые, простым, заученным жестом можем глотнуть валерьянки после посещения кабинета начальства и не сильно расстраиваться, а для малыша, только учащегося отстаивать свое мнение, за всеми успевать, делать качественно работу, стараться находить общий язык с учителями и сверстниками, да еще и имеющему такой же по продолжительности «рабочий день», как и у взрослого, эта новая жизнь катастрофически тяжела.
Как объяснить ребенку, что всех этих долгих, муторных часов обучения, вашего недовольства оценками, серьезной нагрузка в виде музыкальной школы или курсов английского по субботам нельзя избежать? Как доказать, что багаж знаний ему обязательно понадобится, ведь он не взрослый, он не умеет еще строить планов на будущее, и не понимает, что знание английского с юных лет открывает множество перспектив?
Но, все равно, ребенок старается. Его маленький организм прилагает огромные усилия, чтобы поддержать «статус-кво». Но ресурсы его не безграничны. И у всех они разные.
Что делать, если у ребенка налицо признаки дистресса?
Прежде всего, необходимо исключить вероятность скрывающихся за этим состоянием реальных заболеваний, таких как гельминтоз, анемия, хронические инфекции и т.д. Обязательно обращайтесь к педиатру и сдавайте с ребенком анализы. Если анализы в порядке, значит «виноват» хронический стресс. Понятно, от школы не откажешься, хотя и тут существует вариант в виде домашнего обучения, но снять с ребенка дополнительные нагрузки вы вполне в состоянии. Оставьте ребенку те факультативные занятия, что ему в удовольствие. Не стоит ругать его за не особенно, по вашему мнению, хорошую успеваемость, его невнимательность на данном этапе - естественная инстинктивная защита от перегрузок. Обязательно включите в режим дня прогулки и занятия физкультурой, и обращайте внимание на его суточный рацион: в нем должны присутствовать дары моря, содержащие йод, богатая магнием свекла, фасоль (красная, белая), шпинат, горох. Необходимо, также, включать и утиную, куриную печень, курагу, различные соки из моркови и граната, словом все, что предотвращает анемию, повышает тонус и содержит железо.
Не стоит забывать и о различных детских витаминизированных комплексах, но, прежде, чем самим выбирать их наобум из богатого аптечного разнообразия, стоит посоветоваться с педиатром.
Давайте, разберемся, что же это такое, по сути дела: стрессом называют определенный набор сдвигов в организме, направленных на его адаптацию к возникшей ситуации, который развивает постепенно, в несколько стадий:
- изначально чувствуется прилив сил, повышение умственной и физической активности, этот этап стресса вполне благотворен: он помогает мобилизовать силы для разрешения проблемы: ребенок просыпается раньше будильника, возбужденно рассказывает вечером о своих одноклассниках, об учителях, ему все нравится. Но, постепенно, нагрузки увеличиваются, и ребенку становится труднее.
- у малыша появляются «активные» отрицательные эмоции: раздражительность, гнев и даже агрессия. Эти эмоции позволяют ребенку разрядиться, поэтому иногда он и отказывается делать домашние задания, капризничает по пустякам, словом, «выпускает пар», а вы, конечно же, упрекаете его за это.
- данная стадия уже не столь безопасна, «активные» отрицательные эмоции уступают место «пассивным», ребенок перестает сопротивляться, становится безразличным, и либо покорно расстраивает вас плохими результатами или же продолжает достаточно ровно учиться. Такое поведение должно стать тревожным звонком для родителей, это -«дистресс» (от англ. distress - горе, бедствие, расстройство) – хронический стресс, который ни в коем случае нельзя пускать на самотек, дистресс чреват соматическими заболеваниями - статистика свидетельствует: у половины учеников средней школы уже есть вполне определенный диагноз, в старших классах страдающих различными заболеваниями - 95%. Порочный круг замыкается: ведь болезни еще более ослабляют организм.
Жизнь ребенка невозможно оградить от стресса: процесс обучения очень тяжел. Это мы, взрослые, простым, заученным жестом можем глотнуть валерьянки после посещения кабинета начальства и не сильно расстраиваться, а для малыша, только учащегося отстаивать свое мнение, за всеми успевать, делать качественно работу, стараться находить общий язык с учителями и сверстниками, да еще и имеющему такой же по продолжительности «рабочий день», как и у взрослого, эта новая жизнь катастрофически тяжела.
Как объяснить ребенку, что всех этих долгих, муторных часов обучения, вашего недовольства оценками, серьезной нагрузка в виде музыкальной школы или курсов английского по субботам нельзя избежать? Как доказать, что багаж знаний ему обязательно понадобится, ведь он не взрослый, он не умеет еще строить планов на будущее, и не понимает, что знание английского с юных лет открывает множество перспектив?
Но, все равно, ребенок старается. Его маленький организм прилагает огромные усилия, чтобы поддержать «статус-кво». Но ресурсы его не безграничны. И у всех они разные.
Что делать, если у ребенка налицо признаки дистресса?
Прежде всего, необходимо исключить вероятность скрывающихся за этим состоянием реальных заболеваний, таких как гельминтоз, анемия, хронические инфекции и т.д. Обязательно обращайтесь к педиатру и сдавайте с ребенком анализы. Если анализы в порядке, значит «виноват» хронический стресс. Понятно, от школы не откажешься, хотя и тут существует вариант в виде домашнего обучения, но снять с ребенка дополнительные нагрузки вы вполне в состоянии. Оставьте ребенку те факультативные занятия, что ему в удовольствие. Не стоит ругать его за не особенно, по вашему мнению, хорошую успеваемость, его невнимательность на данном этапе - естественная инстинктивная защита от перегрузок. Обязательно включите в режим дня прогулки и занятия физкультурой, и обращайте внимание на его суточный рацион: в нем должны присутствовать дары моря, содержащие йод, богатая магнием свекла, фасоль (красная, белая), шпинат, горох. Необходимо, также, включать и утиную, куриную печень, курагу, различные соки из моркови и граната, словом все, что предотвращает анемию, повышает тонус и содержит железо.
Не стоит забывать и о различных детских витаминизированных комплексах, но, прежде, чем самим выбирать их наобум из богатого аптечного разнообразия, стоит посоветоваться с педиатром.