
Эти ужасные двухлетки
Статьи
Итак, что же происходит с Вашим малышом, когда ему исполняется 2 года? Почему примерно в этом возрасте милый очаровательный малыш вдруг превращается в маленького монстра, готового свести с ума всю семью?
Именно в этом возрасте на любое Ваше предложение Вы слышите упрямое «Нет!». Реакция же на Ваше «нет» куда хуже - ребенок злится, когда не может получить желаемое и может вымещать свое разочарование способами, которые вряд ли понравятся его родителям: кинуть игрушку или любую вещь, которая попадется под руку, ударить кого-нибудь из взрослых, нарочно сделать то, что ему не разрешают. Малыш всеми способами привлекает Ваше внимание, пусть даже и негативное, берет все что угодно, везде залезает и, как Вам кажется, постоянно рискует собственной жизнью.
Родителей двухлеток мучает 2 основных вопроса:
Что со всем этим делать и когда же это кончится?
Обычно этот период продолжается год-полтора, к 3 годам малыша становится уже заметно легче. Как же справиться с этим непростым временем с пользой для малыша и его родителей? Это нелегко. Обычно месяцам к 6 ребенок уже может самостоятельно сидеть, радует своих родителей улыбками, может сам себя развлекать некоторое время и дает маме и папе массу положительных эмоций. Они даже и не подозревают, что их ждет впереди.
К 2 годам дети уже умеют передвигаться с почти космической скоростью и лазить по лестницам. Они крайне любопытны, их ум необычайно пытлив, но у них совершенно отсутствует опыт «ошибок трудных». Они не знают, что значит «опасно» и «безопасно», «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно». Поэтому они просто исследуют окружающий их мир – все-все, что их окружает.
Пока все объекты для них одинаково нейтральны – до тех пор, пока они на собственном опыте не прочувствуют обратное. Нож, горячая плита или кусок шоколадного торта – это просто объект интереса, ребенок не знает, что именно они приносят: удовольствие или боль. Только попробовав «на зуб», они могут определить свое отношение к той или иной вещи. Отношение ребенка напрямую зависит от того, сколько удовольствия объект может принести малышу. А удовольствие, в свою очередь, происходит от прикосновения, вкуса, звука, запаха или приятного вида. Некоторые предметы для ребенка оказываются забавными и чудесными, тогда как к другим дитя остается равнодушным или начинает опасаться и избегать – как горячей сковородки или кислого лимона.
Все это – часть нормального развития малыша, поэтому его стремление схватить все, что он видит и залезть везде куда можно и нельзя – это вовсе не плохое поведение, это познание мира.
Как же минимизировать разрушения, производимые ребенком в процессе этого познания? Как помочь ему сделать правильные выводы о мире без весьма чувствительных падений, ожогов и прочих неприятностей?
1. Правила домашней безопасности
К этому возрасту нужно обязательно обезопасить дом или квартиру, в которой живет Ваша семья. Уберите подальше весь хрусталь и фарфор, вазочки и цветы в горшках. Не поленитесь посетить детский магазин, в котором продаются защитные пластины на углы столов, крышки для розеток, а если у вас есть лестницы – то и съемные воротца. Ваш ребенок будет исследовать абсолютно все. Поэтому постарайтесь осмотреть дом с его точки зрения: встаньте на колени и попробуйте представить, что находится в зоне доступности ребенка. Больше ничего опасного? Великолепно! Так Вы будете меньше беспокоиться о том, что случится, если Вы на минуту отлучитесь в туалет.
2. Нельзя и можно
Если Вы просто скажете своему ребенку, что чего-то делать нельзя – это вовсе не означает, что он немедленно найдет себе другое занятие по душе, да еще и безвредное. Малыш может и прекратит раскачиваться на стуле, но он может, например, начать рисовать на стенах или разливать молоко по полу. Это же так интересно! Но вряд ли поможет Вам не сойти с ума ближе к вечеру. Поэтому каждый раз, запрещая ребенку делать что-либо, предложите ему другой вид деятельности, причем будьте совершенно конкретны. Недостаточно просто сказать: «Пойди поиграй!». Для ребенка это звучит как разрешение пойти заняться всем, чем угодно. Скажите малышу: «Пойди поиграй с конструктором и построй домик вот для этого мишки».
3. Похвала
Дети учатся противопоставлять плохое и хорошее, опасное и безопасное. Когда Ваш любимец делает что-то совершенно недозволенное, запретите ему это твердо и строго. Однако, не останавливайтесь на достигнутом – направьте его деятельность в мирное русло и обязательно похвалите, скажите ребенку как здорово он играет!
4.Детские места
Самооценка ребенка растет по мере того, как он познает окружающий мир и самого себя в нем. Конечно, некоторые места и предметы в Вашем доме должны быть под строгим запретом, однако ребенку обязательно нужно оставить местечко для игр, творчества и освоения «взрослого» пространства. Возможно, стоит освободить нижнюю полку кухонного шкафчика от опасных или хрупких предметов и положить туда пластиковую посуду, которую ребенок сможет складывать, мыть, вытирать – ведь для него это такая занимательная игра! Подумайте, какие еще места в Вашем доме могут быть приемлемы для активности Вашего малыша и максимально обезопасьте их.
Да, родителям двухлеток часто кажется, что самое любимое слово их чада – слово «Нет». Но, если Вы используете эти советы, окажется, что и Ваших «нет» стало несколько меньше – это сделает ваших детишек гораздо спокойнее и увереннее.
Именно в этом возрасте на любое Ваше предложение Вы слышите упрямое «Нет!». Реакция же на Ваше «нет» куда хуже - ребенок злится, когда не может получить желаемое и может вымещать свое разочарование способами, которые вряд ли понравятся его родителям: кинуть игрушку или любую вещь, которая попадется под руку, ударить кого-нибудь из взрослых, нарочно сделать то, что ему не разрешают. Малыш всеми способами привлекает Ваше внимание, пусть даже и негативное, берет все что угодно, везде залезает и, как Вам кажется, постоянно рискует собственной жизнью.
Родителей двухлеток мучает 2 основных вопроса:
Что со всем этим делать и когда же это кончится?
Обычно этот период продолжается год-полтора, к 3 годам малыша становится уже заметно легче. Как же справиться с этим непростым временем с пользой для малыша и его родителей? Это нелегко. Обычно месяцам к 6 ребенок уже может самостоятельно сидеть, радует своих родителей улыбками, может сам себя развлекать некоторое время и дает маме и папе массу положительных эмоций. Они даже и не подозревают, что их ждет впереди.
К 2 годам дети уже умеют передвигаться с почти космической скоростью и лазить по лестницам. Они крайне любопытны, их ум необычайно пытлив, но у них совершенно отсутствует опыт «ошибок трудных». Они не знают, что значит «опасно» и «безопасно», «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно». Поэтому они просто исследуют окружающий их мир – все-все, что их окружает.
Пока все объекты для них одинаково нейтральны – до тех пор, пока они на собственном опыте не прочувствуют обратное. Нож, горячая плита или кусок шоколадного торта – это просто объект интереса, ребенок не знает, что именно они приносят: удовольствие или боль. Только попробовав «на зуб», они могут определить свое отношение к той или иной вещи. Отношение ребенка напрямую зависит от того, сколько удовольствия объект может принести малышу. А удовольствие, в свою очередь, происходит от прикосновения, вкуса, звука, запаха или приятного вида. Некоторые предметы для ребенка оказываются забавными и чудесными, тогда как к другим дитя остается равнодушным или начинает опасаться и избегать – как горячей сковородки или кислого лимона.
Все это – часть нормального развития малыша, поэтому его стремление схватить все, что он видит и залезть везде куда можно и нельзя – это вовсе не плохое поведение, это познание мира.
Как же минимизировать разрушения, производимые ребенком в процессе этого познания? Как помочь ему сделать правильные выводы о мире без весьма чувствительных падений, ожогов и прочих неприятностей?
1. Правила домашней безопасности
К этому возрасту нужно обязательно обезопасить дом или квартиру, в которой живет Ваша семья. Уберите подальше весь хрусталь и фарфор, вазочки и цветы в горшках. Не поленитесь посетить детский магазин, в котором продаются защитные пластины на углы столов, крышки для розеток, а если у вас есть лестницы – то и съемные воротца. Ваш ребенок будет исследовать абсолютно все. Поэтому постарайтесь осмотреть дом с его точки зрения: встаньте на колени и попробуйте представить, что находится в зоне доступности ребенка. Больше ничего опасного? Великолепно! Так Вы будете меньше беспокоиться о том, что случится, если Вы на минуту отлучитесь в туалет.
2. Нельзя и можно
Если Вы просто скажете своему ребенку, что чего-то делать нельзя – это вовсе не означает, что он немедленно найдет себе другое занятие по душе, да еще и безвредное. Малыш может и прекратит раскачиваться на стуле, но он может, например, начать рисовать на стенах или разливать молоко по полу. Это же так интересно! Но вряд ли поможет Вам не сойти с ума ближе к вечеру. Поэтому каждый раз, запрещая ребенку делать что-либо, предложите ему другой вид деятельности, причем будьте совершенно конкретны. Недостаточно просто сказать: «Пойди поиграй!». Для ребенка это звучит как разрешение пойти заняться всем, чем угодно. Скажите малышу: «Пойди поиграй с конструктором и построй домик вот для этого мишки».
3. Похвала
Дети учатся противопоставлять плохое и хорошее, опасное и безопасное. Когда Ваш любимец делает что-то совершенно недозволенное, запретите ему это твердо и строго. Однако, не останавливайтесь на достигнутом – направьте его деятельность в мирное русло и обязательно похвалите, скажите ребенку как здорово он играет!
4.Детские места
Самооценка ребенка растет по мере того, как он познает окружающий мир и самого себя в нем. Конечно, некоторые места и предметы в Вашем доме должны быть под строгим запретом, однако ребенку обязательно нужно оставить местечко для игр, творчества и освоения «взрослого» пространства. Возможно, стоит освободить нижнюю полку кухонного шкафчика от опасных или хрупких предметов и положить туда пластиковую посуду, которую ребенок сможет складывать, мыть, вытирать – ведь для него это такая занимательная игра! Подумайте, какие еще места в Вашем доме могут быть приемлемы для активности Вашего малыша и максимально обезопасьте их.
Да, родителям двухлеток часто кажется, что самое любимое слово их чада – слово «Нет». Но, если Вы используете эти советы, окажется, что и Ваших «нет» стало несколько меньше – это сделает ваших детишек гораздо спокойнее и увереннее.