С кем может обсудить женщина непростые вопросы о здоровье, о детях, об интимной стороне своей жизни? Кому можно доверить эти волнующие проблемы и получить не только исчерпывающий ответ, но и поддержку и понимание? Конечно, другим женщинам!

Сайт, на страницах которого вы сейчас находитесь, создан женщинами для женщин. На страницах сайта можно найти исчерпывающую информацию по вопросам женского здоровья, беременности и здоровья детей. По особо сложным вопросам можно будет получить индивидуальные консультации. Надеемся, вы почерпнете для себя много нового, интересного и полезного!

О портале
Задать вопрос
Статьи
Стресс с годами влияет на мозг

Стресс с годами влияет на мозг


Статьи
Ученые из британского Центра по изучению мозга (Эссекский университет) под руководством Николаса Роберта Купера провели исследование того, как испытываемые в течение жизни стрессы сказываются на человеке в старости. Оказалось – ничто не проходит бесследно, а нервные клетки уносят с собой память, способность к восприятию и усвоению новой информации, критическое отношение к утверждениям (именно поэтому старики так легко поддаются на обман мошенников и покупают «волшебные пилюли» за бешеные деньги). О ходе и результатах исследовании сообщает The Conversation.

Группой исследователей - психологов и ученых - сначала были изучены биографии группы добровольцев. Каждому, кого отобрали для исследования, должно было быть не меньше 60 лет, а самым старшим участникам исполнилось 80. В предложенном для ответов опросном листе были вопросы, касающихся пережитых стрессов на протяжении жизни, а затем добровольцам было предложено несколько тестов и медицинское обследование. Оказалось, что не все респонденты одинаково справились с задачами – одни, не хуже молодых людей, легко нашли пути решения, а другим пожилым добровольцам на те же задания понадобилось гораздо больше времени. Тесты включали в себя так называемые «когнитивные задачи» - не путать с логическими. Для решения когнитивных задач, несмотря на заковыристое название, вовсе не нужно иметь за плечами мехмат, ВМК или физтех, не нужно даже уметь играть в шахматы или разгадывать кроссворды. Когнитивные задачи каждый человек решает буквально с утра до ночи. Термин ''когнитивный'' (от латинского cognoscere) – узнавать, знать, расследовать. Самый близкий синоним к нему, пожалуй, «интеллект», впрочем, это не совсем одно и то же. Понятие «когнитивный» обозначает мыслительную способность, способность к изучению, сохранению знания и обмену им с другими. Когнитивная способность или когнитивные навыки - это то, в какой степени индивидуум (не обязательно, кстати, человек, когнитивные способности есть и у некоторых животных) в состоянии воспринимать информацию, прорабатывать и использовать это знание. В переработке информации важная роль принадлежит разнообразным психическим процессам. Так, чтобы сформировать, например, мнение о том, что человек видит перед собой, ему понадобится память, речь, способность ориентироваться в пространстве, внимание, способность решать проблемы и формировать понятия. Кроме того, к когнитивным функциям относится счет, чтение, рассуждение, письмо и планирование, а также выдвижение инициатив.

В общем, знаменитый диалог из не менее знаменитой «Операции Ы»: - Как пройти в библиотеку? - Какая библиотека в два часа ночи? – может быть простейшим примером когнитивной задачи. Какие именно когнитивные задачи ставили ученые в Англии перед испытуемыми пожилыми людьми неизвестно, но результат впечатляет. В целом, когнитивные функции развиваются еще в детстве и даже более того, уровень их развития в большей мере генетически предопределен. Вот только в старости, бывает, умнейший человек вдруг впадает в детство (так называемая «старческая деменция») или - не так глобально, но тоже неприятно - не помнит, что было буквально вчера. Так вот теперь ученые британского Центра по изучению мозга доказали - когнитивные задачи вызывают затруднения у тех, в чьей жизни было много стрессов. В ходе исследования они установили прямую зависимость между количеством выпавших на долю стрессов и скоростью решения когнитивных задач в пожилом возрасте. Те, на чью долю выпали серьезные драмы и нервные потрясения демонстрировали замедленное мышление, слабую ориентацию в вопросе, плохую память. Многочисленные и серьезные переживания оказали сильное разрушающее воздействие на определенные участки мозги. Именно это привело с годами к ухудшению зрения, нарушению координации движений, потери внимания и памяти. При этом медицинская часть исследования (в частности, магнитно-резонансная томография) подтвердила, что добровольцы, чья жизнь не изобиловала стрессами, имеют такую же мозговую активность, как и молодые люди.

Так что если старики страдают короткой памятью, проблемами с концентрацией внимания, плохо координируют свое тело и неспособны быстро критически оценить чьи-то предложения – это может свидетельствовать о большом накоплении перенесенного за всю жизнь стресса. Кстати, что касается самих молодых людей, то для чистоты эксперимента, с ними тоже провели такое же исследование. Точно так же разделили на две группы по количеству перенесенных в жизни стрессов. И оказалось, что у тех, кому меньше 50-ти результаты мышления примерно равны и отличаются лишь в зависимости от полученного образования. Нервные нагрузки молодых людей пока никак не сказываются на когнитивных способностях, точнее, видимо, никак не проявляются. Между тем, еще несколько лет назад было выявлено, что перенесенный стресс сразу же негативно воздействует на гиппокамп - участок головного мозга, отвечающий за память, внимание, мышление, координацию движений. Нынешнее эссекское исследование подтверждает, что стрессы способны в организме накапливаться, и только с годами проявляться в умственных проблемах. Зверь по кличке стресс Стрессы бывают разные, для начала их делят на физические и психические. К первому закономерно относятся переохлаждение и перегрев, тяжелый физический труд. Ко второму – потерю близких и разводы, смену места жительства или работы.

Кроме того, ученые склонны различать эвстресс: положительный стресс, который активизирует познавательные процессы и процессы самопознания, осмысления действительности, стимулирует память; и дистресс: отрицательный стресс, сбрасывающий в депрессию или, к примеру, запой. При этом формулировка «положительный стресс» вовсе не значит, что само событие светится позитивом. Как известно, ничто не заставляет соображать так быстро, как прямая угроза жизни. И функции мозга в старости, вероятно, не склонны разбираться, какого стресса в течение жизни было больше, главное, что не было спокойствия. Ученые в ходе исследования вели статистику всех выпавших на долю каждого испытуемого стрессов. Основные группы выглядели примерно так: потеря родных и близких людей, серьезные болезни, вынужденная смена привычного образа жизни или переезд в незнакомое место. Еще ранее другие исследователи назвали главной современной причиной стресса проблемы финансовые, на втором месте – недостаточная продолжительность сна, проще говоря, хроническое недосыпание. А кому сейчас легко? Конечно, первая реакция на эти результаты – недоумение: как, интересно, жить без стрессов? Если близкие умирают, болезни – существуют, преподаватели и начальство – зверствуют; и вообще, денег нет, а вставать приходится ни свет, ни заря. В общем, вся жизнь – сплошной стресс. На самом деле, чтобы избежать проблем со здоровьем в старости, ученые рекомендуют ещё в молодости обращать внимание на отдых и стараться не принимать все близко к сердцу. Конечно, действительно серьезные вещи не принять близко к сердцу просто невозможно, но из-за всякой ерунды расстраиваться и впрямь не стоит.

Впрочем, это проще посоветовать, чем сделать. Гораздо результативнее может оказаться другой совет специалистов: больше заниматься тем, что помогает легче переносить стрессовые ситуации, а именно творчеством, спортом или медитацией. Вообще, у каждого свой способ «снять стресс»: кто-то хватается за книжку, кто-то за вязание, кто-то за удочку или ружье, а иной – в бассейн, на лыжню, в тренажерку, на вечер в караоке или оторваться на танцполе – и стресса как не бывало. В общем, способ подойдет любой, ну, кроме тех, очевидно, которые сами по себе разрушают личность. Основная же прикладная задача британского исследования, вероятно, в том, что человек, осознавая перспективные последствия стрессов, сможет вовремя взять ситуацию под контроль и заняться профилактикой.


Ваше мнение

Опросы

Считаете ли вы необходимым восстановление интимной микрофлоры после инфекций или приема антибиотиков?